Первое интервью следователя
о гибели "Курска"
Следователи
Главной военной
прокуратуры,
которые ведут это
громкое дело, не
любят публичности.
За весь год они не
дали ни одного
интервью. Это -
первое.
Руководитель
следственной
группы по делу
"Курска", заместитель начальника Следственного управления
Главной военной прокуратуры Андрей Майоров ответил на
вопросы газеты "Московский комсомолец". По его словам, к
разгадке причин катастрофы удалось приблизиться "весьма
прилично": если изначально отрабатывалось около 20 версий, то
на сегодня их осталось только три.
В следственной группе сейчас 6 человек. Изначально было 18, и
в связи с предстоящим подъемом подлодки их число может
увеличиться. Каждый занимается выяснением обстоятельств по
своему направлению. С командованием флота отношения у
следователей сложились "самые доверительные". Вначале
отрабатывались абсолютно все, включая самые фантастические
варианты, вплоть до возможного самоубийства кого-то из членов
экипажа. Выяснялись взаимоотношения в коллективе: не было
ли каких-то конфликтов, "дедовщины". Cледователи подняли
архивы - не проходил ли кто-то из моряков по уголовным делам,
не привлекался ли к ответственности В ходе работы отвергнуты
также версии о технической неисправности, возможном бунте на
подлодке, теракте
Итак, на сегодняшний день работа ведется по трем версиям.
Первая: столкновение с подводным объектом. Это мог быть
любой технический объект - другая подводная лодка, торпеда...
Однако никаких фрагментов иностранной лодки на месте
трагедии не обнаружено.
Версия о том, что "Курск", был подбит ракетой, выпущенной
одним из российских кораблей, изучалась, но "полностью
отпала". Во-первых, в районе учений не применялись боевые
ракеты и торпеды, во-вторых, была проведена полная
инвентаризация всех боеприпасов кораблей - участников учений.
Так что вторая версия - взрыв в первом отсеке подлодки, в
отсеке торпедного вооружения, в результате какой-то
внештатной ситуации. Это, по мнению специалистов,
единственное "уязвимое" место на "Курске".
Как полагает Андрей Майоров, эта версия может проясниться
только после того, как крейсер поставят в док. Пока же,
благодаря ранее поднятым фрагментам, следствию кое-что
"удалось узнать". Например, отчего погибли люди в 9-м отсеке:
"похоже, их смерть не была мучительной".
Третья версия - это взрыв мины. Следствие предполагает, что
это "могла быть немецкая мина типа "ЕМС" или "ЕМГ",
оставшаяся еще с войны. В Баренцевом море шли очень
тяжелые бои. Никто даже примерно не знает, сколько мин здесь
осталось. Счет идет на десятки".
В заключение Андрей Майоров выразил уверенность в том, что
дело "Курска" будет завершено. По его словам, "мы довольно
близко подошли к разгадке этой тайны. Не хочу загадывать, но в
скором времени, как только начнется подъем, мы сможем уже
ответить на большинство вопросов... Не бывает ведь не
раскрываемых дел. Бывают люди, которые не могут или не хотят
их раскрывать. И состав следственной группы таков, что в успехе
дела я практически уверен..."